Влияние разных источников освещения на восприятие цвета.

Услуги по построению icc icm цветового профиля для печати на керамической кружке

Метамерия — это изменения цвета при смене источника освещения.

Раньше, все искали такие краски (чернила), которые незначительно менялись бы при смене источника освещения, к примеру с солнечного на лампы накаливания. Удовольствие было не из дешёвых, а после перехода на водорастворимые чернила и вовсе стало невозможным.

Сегодня зайдём к этой проблеме с другой стороны — работа с правильным освещением. Как разные источники освещения влияют на цвета, которые мы видим. Неслучайно на рынке существуют смотровые боксы под стандартизированные источники освещения. При этом такие боксы стоит немалых денег от 70 до 120 тысяч рублей. Согласитесь это большая сумма.

Давайте постараемся понять — за что берут такие деньги и как разные источники освещения влияют на тот или иной цвет.

Небольшой отступ от темы. Природа конечно сделала адаптивным организмы к разным источником освещения и человеческий глаз способен компенсировать явные искажения по цвету. Но давайте посмотрим более внимательно, так ли уж хорошо человеческий глаз способен компенсировать разные источники освещения?

Все мы знаем что одна и та же фотография, одно и тоже изображение при дневном свете и при лампах накаливания отличается. При этом нам иногда кажется что отличие незначительные. Отчасти это связано с растяжением во времени. Через 4 часа после просмотра днём, мы уже помним только примерно оттенки изображения, а отчасти это связано с человеческим мозгом, который вносит некоторые поправки в цветовосприятие.

Ну давайте посмотрим на этот момент с технической точки зрения. На то как видит фотоаппарат и камера один и тот же объект при разных источниках освещения. И тогда мы с вами поймём что хоть глаза способны компенсировать цвета, но всё же источник освещения играет очень большую роль в восприятии цветов на том или ином изображение.

 


Ниже представлены три фотографии. Первая — это снимок сделан в пасмурную погоду в 12:00 на фотоаппарате выставлен ручной баланс белого равный «Пасмурная погода / облачно». Этот же баланс белого мы будем использовать и при других при двух оставшихся съемках. Яркость настраивали по «карте серого», то есть яркость во всех остальных случаях настраивалась по шаблону (по карте серого), в зависимости от внешнего освещения. Так днём выдержка была 1/10 сек, а при лампочках «Ильича» уже 1,3 секунды (в 13 раз больше). Диафрагма везде была 10.

 

Съёмка при дневном, уличном свете (днём).

Снимок днём. Метамерия - искажения цвета в зависимости от разных источников освещения

Снимок днём. Метамерия — искажения цвета в зависимости от разных источников освещения.

Обратите внимание на распечатанную картинку и на цвет стола. Ещё раз хочу обратить внимание на цвет стола. Как можно заметить, при солнечном свете картинки выглядят более-менее нормально. Ну разве что немного темновато смотрится. А что с ней будет если мы эту картинку сфотографируем вечером под лампой накаливания?

 

Съёмка ночью под лампами накаливания 2800К.

Снимок ночью при лампочках Ильича (2800К), яркость на уровне стола около 150-220 Лм (Люмен).

Снимок ночью при лампочках Ильича (2800К), яркость на уровне стола около 150-220 Лм (Люмен).

Как можно заметить искажения очень и очень сильные. Картинка стала явно желтой, причём очень сильно желтой. Стол приобрёл неестественно желтый цвет. Обратите внимание на стол при солнечном свете (фото выше).
При дневном, уличном освещении и при лампах накаливания (так называемых лампочка «Ильича») отличия видны невооружённым взглядом. Именно это и происходит, когда вечером мы смотрим на фотографию, распечатанную с цветовым профилем под источник освещения D50. Так же замечу, что света было как обычно, то есть как у всех в квартире (тускло). По замерам на уровне стола выходило около 140-190 Лм. Выдержка была 1,3 секунды.

JazzWay_PTR_0140

JazzWay_PTR_0140

 

Съёмка ночью под светодиодными магазинными прожекторами 4000К.

В данном тесте использовались два прожектора JazzWay 40 Вт на 3600 Лм (фото справа). Индекс цветовой передачи CRI (Ra) данных «магазинных прожекторов» более 80 единиц. По факту около 83-84. Теперь фотографируем эту же композицию при светодиодных лампочках (прожекторах) с нормативом освещения 500 Лм. По замерам на уровне стола было около 1300 Лм. Посмотрим, какие цвета получаются в этом случае.

Снимок ночью при светодиодных лампах 4000К, яркость на уровне стола около 1200-1300 Лм (Люмен).

Снимок ночью при светодиодных лампах 4000К, яркость на уровне стола около 1200-1300 Лм (Люмен).

Как можно заметить, картинка рабочей поверхности стола уже выглядит более естественно. Стол имеет не такой сильный оттенок, но всё же оттенок имеется. Получается нечто среднее между лампами накаливания и солнечным светом. Выдержка 1/60 секунды.

Обращаю внимание, что хоть яркость и настроена таким образом чтобы она была не меньше норматива 500-600 Лм, но при этом индекс цветовой передачи CRI  (Ra) составляет всего 83 единицы из 100. То есть мы видим, что при таком индексе цветопередачи цвета у нас искажаются.  Ещё конечно вносит температура лампы, равная 4000К, но все лампы у которых свет под температуру 6000К вообще ужасны (или синят или зеленят).

Возможно вам повезет и вы сможете найти светодиодную лампу под 5600-6300К с хорошим индексом цветовой передачи. Как делать ПРАВИЛЬНЫЙ подбор светодиодных ламп читайте в нашей статье.

В квартирах обычных пользователей практически в 95% случаях стоят светодиодные лампы с индексом цветовой передач в диапазоне 80-83 единицы Ra (CRI). Но самое неприятное — у большинства светодиодных ламп заниженная яркость (не соответствует указанной на упаковке).

Делаем вывод:

  1. Лампочки накаливания очень сильно искажают цвета.
  2. При работе со светодиодными лампочками и при РАБОТЕ С ЦВЕТОМ нужно соблюдать два обязательных критерия:
    1. яркость должно быть не менее 500 Лм (как по нормативу) ну или желательно не меньше 360-400 Лм (не ниже!);
    2. индекс цветопередачи Ra (CRI) должен быть больше 90%, хотя бы 92-93, если постараться, то можно найти 94-95 единиц.
  3. Не всегда светодиодные лампочки с хорошей цветовой передачей это дорого. Можно найти хорошие светодиодные лампы за адекватные деньги (ссылка на статью выше).

И если вы соберете эти условия у вас искажения по цвету ваших изображений будет минимальной. То есть цвета будут незначительно отличаться от того что вы видели при просмотре днём (при уличном, солнечном свете) и при просмотре под светодиодными лампами под источник освещения 5800-6300К.

Учитывайте эти этот нюанс, если вы профессионально работаете с цветом.
Для всех остальных — есть подспорье. Можно заказать построение цветового профиля под источник освещения «А», но у этого решения есть обратная сторона медали — при просмотре этих изображений при уличном освещении, фото будут уходить в сине-зелёный оттенок. Данное решение рекомендуется использовать, если вы четко знаете, что фотографии будут смотреться только под лампами накаливания.

Главная цель этой статьи — понять, что окружающее освещении вносит свои и порой очень сильные искажения по цвету. И то, как этот недочёт, нюанс можно решить  с небольшими затратами.

 

P.S. лично для себя я сделал один вывод и уже давно. Все работы с цветом (печать с анализом, фотографирование, ретушь, цветовые пробы) я делаю только при дневном (уличном) освещении. Возможно, попробую светодиодные лампы под 5800-6300К с индексом цветовой передачи Ra > 94%, так как под температуру 4000К они дают желтоватый оттенок.

 

Услуги по построению icm цветового профиля для печати на CD, DVD, Blue-Ray дисках

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью: