Цветовой профиль для цифровых фотокамер в 2019.

Приступаем к сравнению.

Итак, что же получается в сухом остатке. Есть два варианта построения цветового профиля для фотоаппаратов. Это кривые формата *.dcp но с ними можно работать только в продуктах от компании Adobe. И второй вариант — построить стандартный icc/icm цветовой профиль, который можно применять при работе в любой программе, умеющей работать с цветовыми профилями. В частности, это может быть GIMP, QImage, Photoshop, PhotoshopElemet. ACDSee…

Теперь о существенных отличиях:

Доступность Шкалы для работы Программы Стоимость применения Удобство работы Стабильность  применения Капризность при съёмке
Adobe DNG Profile Editor Бесплатно 1 Adobe >100 $ + 5 нет
ColorCheckerPassportSetup Бесплатно 1 Adobe >100 $ + 5 нет
Стандартное построение цветового профиля (icc, icm) Платно >8 Всё что работает с icc, icm 0 $ -/+ 2 Капризен
  • Доступность: Программы по построению icc и icm профилей все платные. За 12 лет работы не встретил ни одной бесплатной.
  • Шкалы для работы: Комплект шкал, по которым строится цветовой профиль. Для кривых формата *.dcp это всего одна шкала ColorChecker на 24 ячейки (фото №1 ниже). Если же строится стандартный цветовой профиль, то навскидку более 8 разных комплектов тестовых шкал.
  • Программы: Программы, которые могут работать с *.dcp профилями. В настоящее время поддерживается следующими версиями программного обеспечения: от Photoshop CS до Photoshop CC, Photoshop Elements 3 до Photoshop Elements 12 и всех версий Lightroom. При работе с icc и icm цветовыми профилями их большое множество. Но среди бесплатных и мощных — это фото редактор  GIMP 2.10.8.
  • Стоимость применения (владения) профилем: здесь все просто. Минимальная стоимость от Adobe — это приобретение программы Photoshop Element и стоит он от 6’500 рублей (100 $). Все остальные продукты идут по подписке, цена которых 685 до 1680 рублей в месяц (от 10$ до 25$).
  • Удобство работы: удобство применения цветового профиля. Если идет потоковое применение стандартного цветового профиля (icm icc), то здесь придется либо написать макрос, либо вручную применять цветовой профиль к каждой картинке, что не очень удобно. При штучном же применении особой разницы между вариантом *.dcp и icc и icm нет.
  • Стабильность в применении: а вот здесь разница очень существенная. Если для фотоаппарата цветовой профиль формата *.dcp можно применять к другим условиям съемки, грубо говоря недосвет или пересвет кадра, то профиль применится и в целом цвета на фотографии будут не особо испорчены. А вот если вы применяете стандартный цветовой профиль формата icc icm, то стоит чуть изменить условия съемки и цветовой профиль будет выдавать полную чушь. На фото №2 ниже пример «Брак при применении неправильно построенного icc icm цветового профиля» — как можно заметить всё ушло в зелёный оттенок. Еще одна неприятность при построении обычного icc/icm цветового профиля — это градиент. Плавный чистый градиент получить очень сложно, в то же время, при построении *.dcp профиля никаких особых сложностей с этим не возникает.
  • Капризность при съёмке: При фотографировании изображений в формате *.DCP, особых требований нет. Шкала может быть маленькой, угол может быть 70 градусов (но лучше ближе к углу в 90º). В то же время, при съемке для создания стандартного цветового профиля icm/icc нужно соблюдать ряд требований. И если хоть одно из этих требований нарушено, то профиль icm icc не получится.

Фото №1.

ColorChecker на 24 ячейки

ColorChecker на 24 ячейки

Услуги по построению RGB и CMYK цветового профиля для печати на лазерном принтере

Фото №2.

Брак при применении неправильно построенного icc icm цветового профиля.

Брак при применении неправильно построенного icc icm цветового профиля.

 

Итак, что же это за требования для создания нормального icm icc цветового профиля:

  1. Шкала должна быть большая, как на фото №1 выше. На данном фото тестовая шкала ColorChecker24 лежит поверх двух листов А4. Маленькая шкала может привести к появлению шума, особенно при наличии серого градиента на переснимаемой фотографии.
  2. Выдержка. Она должна быть более 0,5 секунд. Иначе, при наличии шума на фотографии этот шум в несколько раз увеличится и в итоговом фото при применении цветового профиля icc.
  3.  Угол наклона тестовой шкалы (в моём случае это ColorChecker24) к объективу. Это должно быть как можно ближе к 90º. В противном случае — получается разный угол отражения света от поверхности тестовой шкалы и этот угол влияет на цвет. Скажем так, если вы сфотографируете тестовую шкалу под углом 65-70º градусов и затем сфотографируете тестовое изображение под тем же углом с наличием в картинке серого цвета по всей длине (от ближнего края к дальнему), то после применения профиля, иногда, этот серый цвет может окрасится в оттенки радуги (кое где на этом сером цвете будут появляться оттенки разных цветов).
  4. Выбрать источник освещения из предустановок фотоаппарата. Не делать баланс белого вручную! Это в ~60% делает итоговое изображение только хуже. При наличии в фотоаппарате баланса белого под ваше освещение, эти данные из фотоаппарата имеют боле проверенный результат и дают более стабильную (предсказуемую) цветопередачу картинки (вашей фотографии). Но я бы рекомендовал сделать два профиля под ваше освещение: первый с выбором предустановленной условий съемки и второй — сделать баланс камеры «вручную». Чем ближе цвета на фото к естественным, тем точнее получится цветовой профиль icc, icm.

 

Возникает резонный вопрос — а зачем же тогда вообще нужно строить icm/icc цветовой профиль для фотоаппарата?

Даю ответ — если делать снимок при свете близком к солнечному с большой выдержкой (5-8 секунд) и под углом близкий к 90º, то вы можете получить почти точную копию по цветам, чего не сможет сделать профиль *.dcp. Обычно при пасмурной погоде или сбалансированном искусственном освещении, при выдержке на 8 секунд, диафрагме на 9-13, ISO на 200 и делается пересъемка объекта. Цвета получаются очень натуральные и близкие к оригиналу при наличии в серии кадров фото с тестовой мишенью ColorChecker24 .

Кому это нужно и важно? Это важно тем, кому скорость съемки не так важна, а важен именно цвет.
К примеру, для съемки людей или фото моделей этот способ не подойдет, а вот для съёмки ювелирных украшений или создание цветного каталога с разными оттенками по цвету, к примеру той же шерсти или ниток или ткани очень даже пригодится. Или съёмка крупным планом каких то цветных изделий. В общем, есть области, где съёмка цвета играет первостепенную роль, а скорость съемки объекта уже не так важна. Вот именно для них этот способ будет очень важен.

 

P.S. Так же вариант построения icm icc цветового профиля единственный вариант для тех, у кого камера просто не имеет RAW формата в настройках, а хорошие цвета ой как хочется получить. Этот способ годится и для тех, кто снимает в jpg формате и именно поэтому, рекомендую выставлять баланс освещения из готовых предустановок в вашей фотокамере. В настоящее время всё чаще выходят фотоаппараты у которых съёмка «с настройками по умолчанию» выдаёт шикарный результат по цветам, но таких владельцев очень мало, так как рынок фотокамер огромен и в этом рынке продуктов (фотоаппаратов) с хорошей цветопередачей при съёмке не более 0.5-1.0%.

 

 

Идём на следующую страницу.

 

Читайте также:

Добавить комментарий

Войти с помощью:  

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *