Предварительная линеаризация принтера Epson L1800
По вашей методике провёл предварительную линеаризацию принтера Epson L1800 с профилем "X-Rite"... В итоге, установить, какая распечатанная мишень ближе к нейтральному серому не возможно. Что сделано не так?
ВОПРОС:
Добрый день! У меня есть два вопроса. Это первый.
По вашей методике провёл предварительную линеаризацию принтера Epson L1800 с профилем «X-Rite», «ICM-off», «ICM-on», «Adobe1998+Gamma 2.2» с значениями бумаг в драйвере «UltraGlos», «PremGlos», «PremSemiGlos», «Photo» и.т.д. Чернила оригинальные Эпсон, бумага Ломонд Сатин Теплый. Тестовая мишень «51 step greyscale». Все образцы условно можно разделить на группы по оттенкам: «красноватый», «зеленоватый», «голубоватый». Сравнение проводил с тестовыми образцами Eson Gray Balancer. В итоге, установить, какая распечатанная мишень ближе к нейтральному серому не возможно.
Что сделано не так?
ОТВЕТ:
Может Вы имели ввиду
«Выбор оптимального режима печати для последующего построения цветового профиля»?
Или вы в самом деле делали предварительную линеаризацию нечто вроде описанного здесь.
Если вкратце, то RGB линеаризация на струйных принтерах с RGB драйверами возможна, но условно
Ограничение №1: линеаризация возможна только в старых версиях программ по построению цветовых профилей — типа MonacoProfiler 4.8
Ограничение №2: линеаризация возможно на старых версиях программ + для устройств с RGB каналами подачи краски. Но такое устройство я знаю только ОДНО — это цифровые фотолаборатории, использующие для засветки фотобумаги красный, зелёный, синий лазеры. И в них белый цвет равен (255, 255, 255) означает включить все три лазера на 100%. Для обычных RGB принтеров, типа Epson L800/1800, использующих жидкую краску, линеаризация невозможна, так как там идут 4 канала краски (голубой, малиновый, желтый и черный) и значение RGB=(255,255,255) означает не лить краску вообще! По сути же происходит перевод значения из RGB в проценты подачи краски на основе алгоритма, заложенного в драйверах струйного принтера.
Что касается тестов на выбор оптимального режима настроек при печати, то ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЕ отличия в режиме «Матовая бумага» и «все остальные режима». То есть реально отличающихся настроек при печати всего две: «Матовая бумага» и «Любой другой» тип бумаги, указанный в драйверах принтера при печати.
Что касается режимов печати:
- «X-Rite» + «ICM-on», то он очень похож на режим печати «Adobe1998+Gamma 2.2» + «ICM-on»;
- «ICM-off» — сам по себе и очень сильно отличается от режима печати «ICM-on».
Олег, к сожалению, я не совсем понимаю, что имеется в виду «По вашей методике провёл предварительную линеаризацию принтера Epson L1800». Опишите её (киньте ссылку), возможно мы друг друга не поняли или я не совсем четко и однозначно описал в какой то из статей о «предварительной линеаризации RGB принтера», и такое может быть.
На самом деле возможна «условная линеаризация принтера Epson на RGB драйверах». Но я её называю двух шаговым цветовым профилем. В этом случае, определяется куда и на сколько врут цвета и генерируется отдельная, дополнительная тестовая шкала. И уже по ней строится основной цветовой профиль. Но это не линеаризация оборудования в прямом смысле этого слова.
Теперь о вашем вопросе с другой стороны. «Что сделано не так?»
Если предположить, что вы сделали линеаризацию на MonacoProfiler 4.8, то там идет файл с хитрым расширением. Его применить напрямую нельзя (расширение типа *.ln). Даже если его и будут понимать программы (предположим), то главная суть линеаризации — более линейная (предсказуемая) подача чернил. Ну грубо говоря, теоретическое и фактический рост плотности чернил совпадает. К примеру дали команду лить 10%, то это будет 1/10 от максимальной плотности. Дали команду 72% заливки и это будет 72% от максимальной плотности. Еще раз повторюсь — это несколько упрощенное предназначение линеаризации оборудования.
Но у линеаризации есть ДВА большущих минуса.
- Минус 1. При наличии «Линеаризации оборудования» прогнозируемо хорошо работает только смесь двух красок!!!! То есть желтый и малиновый или малиновый и голубой цвета или голубой и желтый. Вот тогда линеаризация вроде бы как не плохо справляется. Но если будет уже использоваться смесь трех и более красок, то линеаризация бесполезна. Она будет врать и очень сильно. Именно поэтому и строится цветовой профиль, так как в нем зашиты комбинации цветов, состоящие из смеси 2-4 красок. На Epson L1800 серый цвет образуется смесью 4-х красок! Соответственно, шанс печати хорошего и чистого черно-белого изображения при наличии ТОЛЬКО линеаризации RGB принтера все равно стремится к нулю.
- Минус 2. Парадокс, но иногда до линеаризации оборудования (подачи краски) черно-белая картинка получается более правильной, чем после линеаризации. У струйных головок бывают (редко, но бывают) конфликтные зоны подачи краски. К примеру, голубой, желтый и черный каналы имеют провал от 30 до 75% при подаче чернил и тогда в этой области увеличивается подача чернил. А малиновый наоборот имеет повышенную плотность подачи краски в этой области и после линеаризации подача малинового цвета в этой области уменьшается. В итоге получается, что градиент красного, зеленого и синего цветов после линеаризации оборудования получается более плавный, ровный и гладкий, чем до линеаризации, а вот СОСТАВНОЙ баланс серого сильно смещается в сине-зелёный оттенок, т.к. настройка подачи чернил проводилась всего по 1-му каналу и в довесок к этому, 3 канала из 4-х увеличивают подачу краски, а 1 канал наоборот уменьшает подачу краски и получается явных перекос по цветопередаче.
Резюмируя. Линеаризация на РГБ струйных принтерах, скажем так, относительно возможна (с массой условностей). Сама по себе линеаризация может улучшить градиент, состоящего из двух цветов. И одновременно линеаризация может ухудшить цветопередачу (точность) баланса серого.
Олег, если вы сделали линеаризацию вашего RGB принтера Epson L1800 (к примеру в MonacoProfiler 4.8) и загнали этот файл в Photoshop, то это не есть гарантия, что у вас будет хорошая ч-б печать. Без построения полноценного цветового профиля вам не обойтись, т.к. при чёрно-белой печати идет смесь 4-х красок (за исключением режима печати «Обычная бумага»). К тому же, как я понял, у вас имеется оборудование для построения цветового профиля и вам не составит труда построить RGB цветовой профиль.
Дополнительно.
Олег, Одесса.
Алексей, добрый день! Спасибо за быстрый ответ! Термин «линеаризация» мной применён не верно. Вот ссылка на Вашу статью: https://profilirovanie.ru/2740/2/ по которой я пробовал распечатать серый патч с с перечнем бумаг из драйвера, с установленным профилем «X-Rite».
ОТВЕТ:
Pikto Giclee, если так, то тогда я бы рекомендовал отказаться от варианта ICM=OFF и рассмотреть вариант https://profilirovanie.ru/1915/ (X-Rite Lab).
Как по мне, из всех вариантов ближе к правде 2-ая строка и правый столбец (X-Rite + Prem SemiGlossy). На картинке градиент выглядит более ровным и оттенок серого нейтральный с небольшим голубым отливом. Так же примерно потом выглядит и в жизни после профилирования.
Вся загвоздка в том, что если днём открыть балкон и выйти на улицу, то градиент с «холодного» переходит в «нейтральный серый». Если включить лампу накаливания, то с «холодного» опять же переходит в «нейтральный серый».
Более того, даже если днём (в полу пасмурную погоду) просто пройтись по квартире, то серый градиент может меняться от голубого, на зеленоватый и затем уйти в красноватый оттенок. И все в пределах одной квартиры на протяжении 3-х минут.
Поэтому, я бы на этом сильно не фокусировал внимание. Идеальный серый как в типографии — на струйном принтере получить можно но с кучей оговорок. Стены (мебель) могут давать отсвечивающий оттенок около 1%, а человеческий глаз видит разницу в dE94<1 (около 0,5% по серому).
Это модернизируется версией цветового профиля под внешнее освещение (D50 D55 D65 D75 …).
Алексей, добрый день! Спасибо за быстрый ответ! Термин «линеаризация» мной применён не верно. Вот ссылка на Вашу статью: https://profilirovanie.ru/2740/2/ по которой я пробовал распечатать серый патч с с перечнем бумаг из драйвера, с установленным профилем «X-Rite».
Олег, Одесса
Pikto Giclee, если так, то тогда я бы рекомендовал отказаться от варианта ICM=OFF и рассмотреть вариант https://profilirovanie.ru/1915/ (X-Rite Lab).
Как по мне, из всех вариантов ближе к правде 2-ая строка и правый столбец (X-Rite + Prem SemiGlossy). На картинке градиент выглядит более ровным и оттенок серого нейтральный с небольшим голубым отливом. Так же примерно потом выглядит и в жизни после профилирования.
Вся загвоздка в том, что если днём открыть балкон и выйти на улицу, то градиент с «холодного» переходит в «нейтральный серый». Если включить лампу накаливания, то с «холодного» опять же переходит в «нейтральный серый».
Более того, даже если днём (в полу пасмурную погоду) просто пройтись по квартире, то серый градиент может меняться от голубого, на зеленоватый и затем уйти в красноватый оттенок. И все в пределах одной квартиры на протяжении 3-х минут.
Поэтому, я бы на этом сильно не фокусировал внимание. Идеальный серый как в типографии — на струйном принтере получить можно но с кучей оговорок. Стены (мебель) могут давать отсвечивающий оттенок около 1%, а человеческий глаз видит разницу в dE94<1 (около 0,5% по серому).
Это модернизируется версией цветового профиля под внешнее освещение (D50 D55 D65 D75 ...).